Основной частью мужского народного костюма служила рубаха - "дöрöм". Старинные рубахи были очень длинными, почти до колен. На правой стороне груди делали разрез.
Штаны (гач) у коми были также близки к старинному типу штанов русских крестьян. Нижние - шили из сурового холста - глухие, на вздержке, между штанинами вставляли клинья. Верхние штаны для лета шили из пестряди, чаще всего синие в белую полоску, а зимой - из домотканного сукна.
Коми обычно носили штаны с сапогами, или с низкой кожаной обувью или галошами, заправляя концы в наговицы или длинные шерстяные чулки, поэтому их делали слегка суживающимися книзу.
Простейшим видом верхней одежды, надеваемой поверх нательной рубахи и штанов, служил "шабур" - глухая одежда, сшитая из грубого синего или сурового холста.
Зимней одеждой у коми служит шуба - "пась" со сборами, нагольная или покрытая сукном.
Народный женский костюм
Повседневный женский наряд включал длинную рубаху, чаще всего сшитую из двух видов ткани, поверх которой женщины надевали сарафаны. Рубашки были белого или серого цветов, тогда как сарафан даже для повседневной жизни и работ делали из ярких красок, чтобы подчеркнуть красоту хозяйки.
Зимой женщины носили шубы из овчин, а в самые сильные морозы сверху могли надеть еще зипун — крестьянский кафтан из грубого сукна.
Особую роль играли головные уборы — они показывали статус женщин. Молодые девушки носили обручи и ленты, а после свадьбы было принято носить баба-юр (кокошник), чтобы скрыть волосы. К старости баба-юр разрешалось заменить на обычные платки.
Мужская одежда отличалась простотой: широкие штаны и длинная рубаха из светлой материи, льняной кафтан. В праздничные дни подпоясывались, надевали кожаные сапоги, суконное пальто коричневого, синего или белого цвета — гордость каждого мужчины. Внимание вызывает свадебный наряд жениха, состоящий из ряда обязательных элементов:
вышитая матерью рубаха из льна, богато декорированная по рукавам, груди и вороту блестками, по подолу — орнаментом с изображением коней, петухов;рубаху подвязывали сшитым сестрой поясом: следили, чтобы богато украшенные концы были видны, поскольку этот элемент одежды отпугивал злых духов;
завершали наряд синие чулки, кожаные штаны, сапоги.
Женский повседневный костюм отличался необычным кроем, большим количеством деталей и составных частей. Длинную холщовую рубаху закрепляли у горла овальной пряжкой из серебра, украшенной жемчугом или камнями — фибулой. Поверх надевали состоящий из двух частей сарафан: на одно плечо накидывали шерстяное полотнище на лямке, закрывавшее левый бок. Более широкое полотнище синего или черного цвета крестообразно закрепляли на другом плече: оно закрывало правую часть туловища. Дополняли наряд передником, расшитым продольными полосами из бисера и раковин каури, сложным узором с использованием жемчуга. Обязательный аксессуар — спинной пояс, крепившийся ремешками на поясе. На него подвешивали «змеиные головы», как называли каури. Украшали пояс вышивкой золотыми, серебряными нитями. Задача украшения — защита от злых духов.
Основная часть традиционного женского костюма води и ижоры - рубаха. Старинные рубахи шили очень длинными, с широкими, тоже длинными рукавами. В тёплое время года рубаха была единственной одеждой женщины. Ешё в 60-х гг. XIX в. молодой после свадьбы полагалось ходить в одной рубахе до тех пор, пока свёкор не давал ей шубу или кафтан.
Своеобразную несшитую одежду - аннуа - носили в центральной части Ингерманландии (часть территории современной Ленинградской области). Это было широкое, доходившее до подмышек полотнище; к его верхним концам пришивали лямку и перекидывали её через левое плечо. Аннуа расходилось на левом боку, и потому под него надевали второе полотнище - хурстут. Его оборачивали вокруг талии и также носили на лямке. Русский сарафан постепенно вытеснил у води и ижориев старинную набедренную одежду. Одежду подпоясывали кожаным ремнём, шнурами, плетеными поясами и узкими полотенцами.
Финны
Финские национальные костюмы подвержены влиянию Шведских и Русских народностей, так как некоторое время они были зависимы от этих стран. Финская народность сформировалась ещё к 8 веку, но была в длительной зависимости от Швеции и России. В итоге к обретению страной независимости культура и традиционная одежда была подвержена влиянию. Так получилось, что на западе костюмам присущи черты шведской народности, а на востоке - карельской.
Женский костюм
Белые блузы финок западной части страны были закрытыми, имели ворот-оборку и длинные рукава. Из-за сурового климата финки шили теплые юбки из плотных шерстяных тканей. Полоски были их излюбленным узором, они могли быть любых цветовых сочетаний и ширины, но обязательно вертикальными. Сверху надевали белый или полосатый фартук. Безрукавный корсаж-лиф лииви с узкими лямками, глубоким вырезом и шнуровкой (или застегнутый на многочисленные мелкие серебряные пуговки) всегда был однотонным.
В восточных финских ляни (губерниях) женский костюм состоял из вышитой рубахи реккопайта; черной или синей, часто плиссированной юбки; богато украшенного вышивкой и кружевом корсажа; полосатого фартука (на нем полосы располагались горизонтально). Верхней одеждой служил жакет из темной шерстяной ткани. Подвесной карман — модный элемент из кожи или холста, покрытый традиционной вышивкой и уже знакомый нам по костюму шведов, подвешивали к поясу на тонком шерстяном шнурке. Кроме него к поясу подвешивали ножичек, ножницы, а если женщина замужем, еще и ключ. Головные уборы. Девушки часто просто повязывали на голову повязку из лент, оставляя их длинные концы висеть за спиной, или носили маленькие чепцы в
Мужской костюм
Мужской костюм финнов, в отличие от женского, был менее разнообразен. Он состоял из бридж, короткой, в тон, куртки, двубортного жилета, застегивающегося на два ряда мелких латунных пуговиц, широкополой шляпы или обтягивающей голову ермолки, тут можно заметить явное сходство со шведской одежджой. В Мунсале вместо бриджей носили длинные брюки, а на голову надевали фуражку с козырьком. В целом в мужском костюме преобладали темные цвета. Любовь же финнов к полосатым тканям выражалась в декоре жилетов.
Мужские пояса сильно отличались от женских. Их изготовляли из кожи и украшали серебряными клепками, блочками и пластинками с кольцами для подвешивания необходимых для любого финна аксессуаров: прежде всего ножа в ножнах и подвесного кармана для денег.
Украшения
Форма ювелирных изделий финнов во многом заимствована у их древних предков викингов. Вырез мужской рубахи или женской блузы с пышными длинными рукавами обязательно украшали круглой серебряной брошью или (у женщин) ожерельем — цепочкой с филигранным кулоном.
Обувь
Небогатые финны (и мужчины, и женщины), не имевшие в своем гардеробе нарядных туфель, придавали праздничный вид повседневным черным туфлям при помощи серебряных пряжек, которые бережно хранили для выходного костюма. Шерстяные чулки-гольфы обычно были белого цвета, реже — красного.
Саамы
Мужская и женская одежда саамов была практически идентичной, у женщин более яркой и украшенной. Нательная одежда состояла из просторной рубахи, сшитой из покупных хлопчатобумажных тканей. Нательные штаны из белой ткани носили в основном мужчины. Летом сверху надевали шерстяные штаны, а зимой все носили стикаки — глухие штаны из замши или оленьих шкур, крепившиеся с помощью шнурка на поясе.
Летом поверх рубахи надевали суконный кафтан с высоким воротником-стойкой, длинными рукавами и разрезом на груди. В Норвегии и Финляндии носили гакти — кафтан черного или синего цвета с вышивками и отделкой в виде лоскутков тканей. На Кольском полуострове ее заменяла суконная прямая рубаха юпа из цельного отреза. У мужчин она была серого цвета, у женщин белого. Манжеты, верхний проем и рукава украшали бисером, цветными лоскутами синего, желтого, зеленого или красного цветов, подол оторачивали меховой тесьмой. Древняя зимняя одежда саамов — торк, длинная куртка, сшитая из овечьих или оленьих шкур мехом внутрь. Позже сверху или отдельно начали надевать печок: длинную прямую шубу с высоким воротником, сшитую из шкур мехом наружу
Генетики привносят к портрету собственные черты. По женской линии обнаружены общие гены с басками и берберами — верхнепалеолитического европейского населения. Гаплогруппы V и U5b четко указывают на связь с переселенцами из Восточной Европы, пришедшими в регион сразу после ледникового периода. У мужчин распространена гаплогруппа N, связывающая народность с финнами, якутами, бурятами и удмуртами. К отличительным чертам внешности саамов можно отнести:
Материал для пошива одежды ткали вручную: на севере использовали лён, на юге – коноплю. Занятие животноводством дало возможность удмуртам использовать в качестве сырья овечью шерсть, из которой ткались шерстяные ткани.
Красители получали из минералов и растений, а со временем удмурты стали использовать анилиновые красители, завозимые тюрками, торговавшими с Удмуртией. Стоит отметить, что в южной части цвета были более пёстрыми и насыщенными, что связывается с расположением торговых путей, которых на юге было намного больше, чем на севере.
Интересно, что создавая костюм, мастерицы помечали его особой меткой: связкой ниток (чук). Другие мастера могли копировать костюм, но обязательно указывали, чьё это было изобретение. Так проявлялось уважение к другим мастерам.
Мужской костюм
Мужской костюм состоял из белой или пёстрой холщовой рубахи-косоворотки, которая подхватывалась плетённым поясом с узорами или ремнём, и таких же штанов.
В праздники надевали широкий радужный пояс путо и штаны с большим шагом, которые чаще всего отшивали из синей в белую полоску ткани.
Зимой носили кафтаны: в праздничном варианте были отрезными по талии и присборенными, а в повседневном – неотрезные и без оборок, но приталенные.
Северный женский костюм
Такой костюм не обходился без туникоподобной рубашки (дэрем), снимаемого нагрудника с вышивкой (кабачи), распахивающегося халата (шортдэрем), тканого или плетённого пояса и передника без грудки (азькышет). Свадебный нагрудник украшался восьмиконечной звездой (толэзь).
Южный женский костюм
Особенность костюма южной – пёстрая ткань. Белая одежда надевалась лишь на свадьбу.
Платье-трапеция с зауженными рукавами, по низу которого пришивается широкая красивая оборка – лишь один из вариантов. Грудь украшалась снимаемым нагрудником с серебряными монетами (чыртывесь). Верхней одеждой служили кафтан (дукес) и летний кафтан-безрукавка (саестэм). На фартуке вышивались своеобразные узорные обереги.
Головной убор
В девичестве молодыми удмуртками носились круглые шапочки из холста (такья), вышитые кумачовой тканью, бисером и монетками, или повязки из кумача или холста, также декорированные.
Замужние женщины на севере помимо платков (кышет) и налобных повязок (йыркерттэт) повязывали вышитое полотенце, а южанки носили налобную повязку, которая по низу украшалась бусами и монетками в коплекте с головным полотенцем (чалма), конусовидным убором (айшон) и покрывалом (сюлык). Узорные концы полотенца были наспинным украшением.
Основным элементом костюма была рубаха с вышивкой на рукавах и по нижнему краю в виде ритмично расположенных полос. Традиционно сочетание белизны домотканого полотна и вышивки, выполненной красными нитями, придавало наряду выразительность.
Поверх нагрудного выреза надевали прямоугольный кусок ткани – кабачи – с вышитым красными и черными нитками узором. Кабачи был незаменимой деталью свадебного в частности и праздничного костюма вообще. Позже появились кабачи, расшитые пуговицами и монетками. На рубаху надевался шортдэрем – длинная распашная одежда наподобие халата. Для украшения женского шортдэрема использовались ракушки-каури, ленты, бусины, монетки и, разумеется, вышивка. Дополнял костюм передник, который в праздничном варианте был богаче и сложнее декорирован, чем в повседневном. Шортдэрем использовался в тёплое время года.
Традиционный костюм – и сегодня гордость удмуртов.
С наступлением холодов на смену ему приходил распашной кафтан из плотной ткани с длинными рукавами. Ну, а в морозы, которыми в Урало-Поволжье никого не удивишь, в ходу были шубы из овчины.
Женские головные уборы многообразны: от налобных повязок и высоких уборов на твёрдой основе до различных покрывал и платков.
Девушкам полагалось носить мягкие шапочки – такъя, которые украшались вышивкой или расшивались традиционными монетами и ракушками.
Водь
Основная часть традиционного женского костюма води и ижориев - рубаха. Старинные рубахи шили очень длинными, с широкими, тоже длинными рукавами. В тёплое время года рубаха была единственной одеждой женщины. Ешё в 60-х гг. XIX в. молодой после свадьбы полагалось ходить в одной рубахе до тех пор, пока свёкор не давал ей шубу или кафтан.
У водских женшин долго сохранялась древняя форма несшитой поясной одежды - хурсгуксет, который надевали поверх рубахи.
Хурсгуксет похож на русскую понёву. Его богато украшали медными монетами, раковинами, бахромой, колокольчиками. Позже, когда в быт води вошёл сарафан, невеста надевала на свадьбу хурсгуксет под сарафан.
Своеобразную несшитую одежду - аннуа - носили в центральной части Ингерманландии (часть территории современной Ленинградской области). Это было широкое, доходившее до подмышек полотнище; к его верхним концам пришивали лямку и перекидывали её через левое плечо. Аннуа расходилось на левом боку, и потому под него надевали второе полотнище - хурстут. Его оборачивали вокруг талии и также носили на лямке. Русский сарафан постепенно вытеснил у води и ижориев старинную набедренную одежду. Одежду подпоясывали кожаным ремнём, шнурами, плетеными поясами и узкими полотенцами.
В древности водские женшины брили голову.
Карелы
Рубаха, порты, пояс – основные элементы карельского мужского костюма. Такой костюм мог дополняться жилетом. Вид рубашки варьировался – или короткая со стоячим воротником или длинная, навыпуск, у северных карелов она шла с прямым разрезом на груди, что расценивается учеными как влияние соседки Карелии – Финляндии. Штаны шились узкие, из сукна. Интересно, что в разные периоды северные карелы носили рубахи и штаны по-разному, то заправляя штаны в сапоги, отпустив при этом рубаху, то наоборот. Пояса были кожаными или вязанными, они обхватывали талию в два оборота, могли быть с кисточками на концах. Мужчины надевали и шарфы или замысловато вышитые нарядные шейные платки. От холода защищал кафтан или пиджак из сукна с отложным воротником и карманом, расположенным слева.
Верхняя народная одежда – тулупы, кафтаны или праздничные поддевки, а также шубы для долгих поездок – шилась из тех же тканей, что и все остальное, с использованием кожи, заячьего или лисьего меха, а также овчины, застегивалась на две или три пуговицы. Спинка кафтана кроилась со сборками на спине в районе талии, рукава были длинными. Носили также варежки, шарфы, платки. Заонежанки зимой для тепла облачались в теплые стеганые юбки на ватной основе, которые носились под сарафаном.
Сапоги шились высокие из сыромятной кожи, с широкими голенищами, частенько надевались и лапти. Но обувь домашнего пошива постепенно вытеснялась фабричными изделиями. Карельские женщины носили сапоги, а по праздникам – ботинки. Распространены были и финские сапоги с загнутыми вверх носами – пьексы. Их особенность заключалась в том, что загнутый нос не позволял лыжам свалиться с ноги.